Чёрные списки ГИБДД: чем грозит «китайский опыт»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Данные о том, что ГИБДД готовит «чёрные списки водителей», подтвердились на высшем уровне. На данный момент в МВД заняты разработкой единой электронной платформы, своего рода базы данных, в которую будут внесены все злостные нарушители. Идея вроде бы хорошая. Но если копнуть поглубже, окажется, что пострадают от этого абсолютно все автовладельцы.

Итак, что за списки? В них внесут не только лихачей и тех, кто уже один или несколько раз был лишен водительских прав. По словам представителей МВД, «чёрным» может оказаться любой водитель, который за год собрал более десятка штрафов. К ним присоединятся те, кто либо не оплачивает штрафы вообще, либо делает это с приличной задержкой. Причём речь идёт как о гражданах РФ, так и работающих здесь иностранцах.

Предполагается, что появление базы первым делом ударит по наёмным водителям: тем, кто управляет маршрутками, автобусами, грузовиками и так далее. В ходе собеседования сотрудники транспортных компаний сразу смогут понять, стоит ли иметь дело с такими людьми. 

 

Без вины виноватые

Безопасность превыше всего, это понятно. Но дело в том, что в ход снова идёт «палочная система». То есть речь не о серьёзности нарушений, а об их количестве. В Москве огромное количество комплексов видео- и фотофиксации, поэтому в чёрных списках может оказаться любой водитель. Достаточно пару раз не пропустить пешехода, выехать на обочину, двигаясь по МКАД, повернуть из второго ряда направо или налево, «промахнуться» с платной парковкой. Всё — вы уже злостный нарушитель.

Пример из жизни: на Авиационной улице в столичном районе Щукино жители дома №68 всегда парковались вдоль дороги. Знаки, запрещающие остановку, появились однажды поздно ночью, машины были эвакуированы, на утро знаки исчезли, а потом их установили снова, но уже в другом порядке. В Москве до сих пор полная вакханалия с дорожной разметкой (не говоря уже о том, что происходит зимой, когда её скрывает снег и грязь), поэтому оказаться крайним может любой автомобилист.

Однако проблема не только не в самом подходе к созданию единой базы нарушителей. Дело ещё и в том, что она будет публичной. А это уже похоже на нарушение «Закона о персональных данных». Но и на этом не всё. Отстранение от участия в пассажирских и грузоперевозках фигурантов «чёрного списка» — лишь вершина айсберга.

 

Депрессия? Добро пожаловать в пешеходы

Напомним, что на данный момент в самом разгаре находится реформа ОСАГО. И страховщики получат возможность расширять коридор базового тарифа. Как в пользу снижения стоимости полиса, так и в пользу её увеличения. Неоднократно говорилось о том, что таким образом СК смогут на законных основаниях сделать страховку «золотой» для любителей не только летать на красный, но и парковаться, где не надо.

Дальше — больше. У вас открытый полис ОСАГО. Один из водителей, двигаясь на вашей машине, совершил несколько нарушений. Потом другой. Не специально, зазевался, не заметил знаков. Но собственник и страхователь — вы, поэтому добро пожаловать в «списки». То же самое касается машин, зарегистрированных на юридическое лицо.

И в МВД не готовы ответить на вопрос: как быть тем, кто «встал на путь исправления»? Предположим, определенный автовладелец в 2018 году 15 раз нарушил правила, а в 2019 — один раз, став более аккуратным. Исчезнет ли в таком случае его фамилия из базы данных? Ясно другое: кто там появится против своей воли. В ГИБДД также хотят получить доступ к данным Минздрава, чтобы дополнить список теми, кто состоял на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере (для этого вполне достаточно диагноза «депрессия» или «паническое расстройство»), или проходил лечение, в ходе которого запрещено управлять автомобилем. Ещё раз: эти данные будут публичными. То есть доступными абсолютно для всех.

Получается, что мы идём строго по китайскому пути. В КНР давно существует «социальный рейтинг». И чем ниже в нём человек оказывается, совершив ряд незначительных нарушений, тем меньше у него шансов получить кредит на выгодных условиях, купить квартиру в ипотеку, в конце концов — даже билет на самолёт. Кстати, отличный вариант для российских банков. Зачем выдавать автокредит по минимальной ставке человеку, который постоянно нарушает правила, когда эту ставку можно взвинтить до небес?  

Игорь Яворский