Часто истинный виновник ДТП уезжает на целехонькой машине, а его жертва часами дожидается сотрудников ГИБДД. Это касается любителей подрезать других участников дорожного движения, и «учителей», которые резко оттормаживаются перед теми, кто едет слишком медленно.
Раньше подобные ситуации заканчивались для пострадавших плачевно.
Представим, что вас резко подрезают. Вы, чтобы избежать столкновения, уводите свой автомобиль в другую полосу и… сталкиваетесь с машиной, которая ехала прямо и никому не мешала.
Либо по-другому: резко тормозите, а водитель, который следовал за вами, не соблюдал дистанцию, зазевался, смотрел в телефон — неважно, главное, что его передний бампер оказался в вашем багажнике. А лихач попросту уехал по своим делам.
Суд и тюрьма
Такие аварии стали настолько частыми, что ими заинтересовались в Верховном суде. И вынесли справедливое решение: если человек спровоцировал аварию, оставшись при этом целым и невредимым — он всё равно виноват.
Более того, он также ответит за скрытие с места ДТП. Согласно части второй статьи 12.27 КоАП, это будет грозить не только лишением прав на 1,5 года, но и арестом на 15 суток. Но, уточнили в Верховном суде, надо доказать, что виновник был в курсе аварии. Для этого достаточно свидетелей, которые подтвердят, что этот водитель притормозил или хотя бы повернул голову, когда увидел или услышал, как вы по его вине врезались в другой автомобиль.
Если в аварии пострадали люди, речь пойдет уже о куда более серьёзных мерах: лишении прав на 3 года и тюремный срок от 3 до 7 лет.
В ГАИ решение судей полностью поддерживают. По словам одного из руководителей областных ГИБДД, даже если между двумя машинами не было касания, но по вине одной другая въехала в бордюр, это значит, что водители обеих — участники ДТП. Что до гаишников, то им потребуется доказать, что нарушитель, из-за которого всё произошло, знал о последствиях и принципиально не стал останавливаться.
Не тормозить!
А теперь небольшая памятка на случай, если вы оказались именно в такой ситуации.
- Необходимо сразу же вызвать экипаж ГИБДД
- Идеальный вариант: у вас в машине был работающий на момент аварии видеорегистратор, а также нашлись свидетели, готовые подтвердить вашу невиновность
- Оглянитесь вокруг: очень хорошо, если рядом есть магазины, бизнес-центры или учреждения с камерами видеонаблюдения. Записи с них пригодятся в суде. Да, пока именно в суде
Потому что дальнейший алгоритм действий складывается так:
- Вы обращаетесь в свою страховую
- Получаете отказ
- Направляете в СК досудебную претензию
- Снова получаете отказ
- Встречаетесь в суде. И дальше, если повезёт (а решение Верховного суда — не шутка), решение будет в вашу пользу. Прецедентов уже немало. Достаточно вспомнить о страшной аварии в Сургуте
Но самый главный совет, пока практика ещё не сложилась и до конца не прижилась: не надо бояться, надо бить. Первым. Тогда виновнику придётся остаться на месте аварии, и страховая возместит вам все расходы. Попытка же уйти от столкновения может привести к куда более серьёзным последствиям, как для вас, так и вашей машины.
Игорь Яворский