В большинстве стран Европы, а также в США и Канаде скрутка пробега — серьёзное преступление. У нас же она до сих считается невинным и очень распространенным развлечением. Большинство объявлений о продаже подержанных машин — у 90% десятилетних экземпляров указанный километраж подозрительно мал. Власти решили наконец-то поставить в этой истории жирную точку.
Именно пробег — то, на что смотрят в первую очередь покупатели, в наивности своей полагая, что у «Фольксвагена Пассата» 2008 года он на самом деле будет равен сотне с небольшим тысяч километров.
Проверить так это или нет — проще простого, достаточно загнать машину на диагностику в специализированный сервис, ведь меняют обыкновенно только данные одометра, а в многочисленные электронные блоки не влезают.
Но в нашей стране привыкли доверять цифрам на бумаге. А в сервисе — смотреть состояние подвески да читать электронные ошибки. Между тем вопрос с повальной скруткой одометров давно пора решать на правовом уровне. Ждали и дождались.
В феврале комитет Госдумы по транспорту рассмотрит введение штрафов. Говорится о 300 000 ₽ для физических лиц и 1 млн ₽ для юридических лиц. Не исключается также введение уголовной ответственности. Особенно если из-за скрученного пробега и сопутствующих ему неисправностей произошла авария, и пострадали люди.
Специалисты и Франкенштейны
Давайте посмотрим на ту ситуацию, которая сложилась сейчас. Крупнейшие площадки по продаже авто в интернете сами предлагают проверить историю автомобиля, а для машин, зарегистрированных в Москве и Подмосковье, есть государственный сервис Автокод, где бесплатно можно ознакомиться с данными по пробегу.
Но проблема в том, что он указывается владельцем при прохождении ТО, а ТО, как известно, у нас большинство автомобилистов покупают вместе с полисом ОСАГО. Поэтому цифры можно называть какие угодно, главное – не меньше тех, что были указаны в диагностических картах ранее.
В Москве и регионах до сих пор активно работают автосалоны, не имеющие никакого отношения к дилерским центрам. Механизм их работы: отдраить салон, закрасить ржавчину на кузове, убрать с приборной панели ошибки, перешить потрепанный руль, отполировать оптику и… Конечно, «скорректировать показания одометра».
Именно так называется эта услуга в интернете. К вашим услугам сотни маленьких фирмочек: за небольшую сумму «выездной эксперт» быстро превратит уставшего железного коня в молодого жеребца. Результат: по информации Российских автомобильных дилеров (РОАД)до 30% ездящих по стране автомобилей прошли «программу омоложения». И это ещё очень оптимистичная цифра.
С оглядкой на США
Так что же предлагают в Госдуме? В течение 2020 года должен быть подготовлен законопроект, предусматривающий как минимум приличные штрафы для махинаторов. Хорошо, а как их предполагается выявлять? Те, кто сейчас открыто предлагают скрутить пробег, могут полностью уйти в теневой сегмент.
В принципе, любой гаражный мастер может поменять искомые цифры по просьбе владельца. Всего-то за несколько тысяч рублей. Для решения проблемы нужен комплексный подход. И депутаты, и дилеры это прекрасно понимают.
Поэтому одними только штрафами не обойдётся. Как нельзя кстати, с середины 2020 года заработают новые правила техосмотра — «неофициально» пройти его будет уже нельзя. А данные моментально вносятся в специальную базу.
Помимо этого предлагается создать ещё одну базу данных, где будет указываться в том числе и пробег, причем работать она будет по всей России — некое подобие американского «Карфакса».
Хорошо то, что законодатели обратили внимание на одну из важнейших болевых точек рынка подержанных авто. Хорошо то, что есть согласие с автомобильными ассоциациями, дилерами и ГИБДД. Но плохо, что разработка новых законопроектов, их принятие и реализация в реальности займёт не один год, поэтому ждать, пока рынок станет цивилизованным, придётся долго. Но теперь хотя бы есть, чего ждать.
Игорь Яворский