Два колеса против четырёх: что делать, если сбил велосипедиста

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В Москве с каждым днём становится всё больше велосипедистов. И не только их. На дорогах появляются люди на электросамокатах, сегвеях и моноколёсах. Казалось бы, удобно и экологично. Но вместе с этим появились проблемы как у автомобилистов, так и у пешеходов. В прошлом году человек на электросамокате сбил пожилого мужчину. Со смертельным исходом. «Водители» таких колёс, как и велосипедисты, выезжают на автомобильные дороги, лавируют между полосами даже на МКАДе.

Что делать автомобилисту, если сторонник экологичного транспорта внезапно оказался у него под колёсами?

Для начала немного фактов. В прошлом году обладателями новых электросамокатов стали 32000 человек. Помимо этого, было продано 10000 моноколёс. Для езды на них нет необходимости в водительских правах. При этом скорость такие устройства развивают внушительную: от 20 до 50 км/ч, что уже сравнимо со средней скоростью автомобильного потока в Москве. Вы наверняка видели, что случается, если одна машина врежется в другую на этой скорости. А если одним участником ДТП окажется двухтонный автомобиль, а другим человек на электросамокате?

Не так давно сеть обошло видео из Казахстана, на котором такой лихач на двух колёсах провоцирует аварию, двигаясь рядом с автобусом, ввязывается в драку с его водителем, а затем оказывается под колёсами тяжёлого внедорожника. Закон за новой реальностью не поспевает: случись что на дороге или тротуаре, владелец сегвея или ему подобного девайса в любом случае будет считаться пешеходом.

Только в этом году глава Союза пешеходов России предложил приравнять электросамокаты к мопедам и запретить передвижение на таких устройствах по тротуарам. Однако в ПДД правки пока не внесены. Поэтому следует руководствоваться нынешним положением дел.

Правила диктуют нам, что наезд на пешехода, владельца электросамоката или велосипедиста — то же самое.

1)  Надо оказать пострадавшему (а им будете не вы) помощь, вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД.

2)  Перед их прибытием сделать фото и видеосъёмку на телефон, отметив все до мелочей: положение обоих участников аварии на дороге, повреждения на машине, полученные в результате ДТП, также сделать повторную запись уже после прибытия на место гаишников. Цель: доказать, что вы не нарушали ПДД.

3) Необходимо убедиться в том, что в протоколе отражены все детали происшествия, а также, что на телефоне при съёмке были выставлены актуальное время и дата.

4)  По возможности найти и обменяться телефонами со свидетелями.

Дальше — суд, на котором виновным, скорее всего, признают автомобилиста. Вариантов наказаний — два. Если водитель нарушил ПДД, то будет оштрафован, либо лишен прав, помимо этого, ему придётся возместить как моральный, так и физический ущерб условному «пешеходу». За разбитый самокат тоже придётся заплатить в рамках вреда, нанесённого имуществу пострадавшего. если обладатель двухколёсного транспорта погиб, в дело идёт уже Уголовный кодекс, и автомобилист получает тюремный срок. 

Есть ли возможность избежать наказания? Да. При наличии хорошего адвоката и фото/видео-материалов, доказывающих вину «пешехода», можно обойтись без штрафа, компенсации ущерба, и тем более уголовной статьи. Но вот за ремонт автомобиля придётся платить самому — можно подать ответный иск в отношении «велосипедиста», однако случаи, когда суд выносил положительное решение по такому делу, ничтожны.

Самое худшее — если наезд произошёл на пешеходном переходе. Все мы знаем, что, несмотря на ПДД, требующие от велосипедистов спешиться при пересечении «зебры», они этого не делает и часто вылетают туда на большой скорости, не глядя по сторонам. В таком случае водитель машины виновен априори, и самое лёгкое, на что можно рассчитывать — штраф 5000 и лишение прав на срок до двух лет. Даже если условный «пешеход» отделался испугом.

Пока не будут внесены изменения в законодательство, летом надо быть максимально осторожным: велосипедисты и «самокатчики» часто выезжают на оживлённые шоссе. ПДД не знают и не соблюдают, при этом ничем, по сути, не рискуют — только собственными жизнями.

Игорь Яворский