Статистика неумолима. До 16 % аварий с участием детей происходит во дворах жилых домов. Только за 2019 год на дворовых территориях столицы зафиксировано больше 130 ДТП, в которых пострадали пешеходы.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) решили, что ситуацию надо менять. И выступили сразу с несколькими предложениями. Часть из которых, в случае их принятия на законодательном уровне, кардинально поменяет жизнь автомобилистов.
В ЦОДД называют основной проблемой то, что дворы — это одновременно и парковка, и проезжая часть. И водители зачастую передвигаются там с высокой скоростью. Именно поэтому в Центре сейчас разрабатываются рекомендации по движению в жилых зонах.
Вход запрещён
Первое предложение самое жёсткое: превратить дворы с машинами в дворы без машин. Проще говоря, речь о полном перекрытии там автомобильного движения.
Этот способ самый лёгкий. Достаточно установить «кирпичи» и блокировать въезд и выезд бетонными блоками или другими заграждениями, через которые не переедет и лифтованный внедорожник.
Чем обернётся такое решение для автомобилистов? Где парковать машины, если уличные парковки везде платные, а стоянок и паркингов с щадящими тарифами в пешей доступности попросту нет?
Запрет на парковку во дворе уже введён для некоторых категорий авто: это такси, грузовики и коммерческий транспорт. Исключение — каршеринг. Другой вопрос, что никаких санкций за это нарушение законом пока не предусмотрено.
Езда углами
Второй вариант — изменить саму схему движения. То есть сделать проезды извилистыми, где при всём желании не получится развить скорость больше 10 или 20 км/ч. Помимо этого, можно установить у каждого подъезда «лежачего полицейского», а проход на детскую площадку обозначить зеброй и «приподнять» там асфальт.
Это выглядит логичнее и менее радикально, однако результат автовладельцам тоже вряд ли понравится: все прекрасно знают, как «оптимизировали» парковки на улицах, существенно сократив численность машиномест. То есть, стоянка во дворах станет «золотой» — и за неё в буквальном смысле будут драться.
Места для избранных
По мнению правозащитников и представителей автомобильных сообществ, в ход, скорее всего, пойдёт первый способ. И фактически это означает негласный запрет на владение личным автотранспортом в Москве. Парковаться банально станет негде. А если рядом с домом и найдётся платная стоянка, то цены там немедля увеличатся в несколько раз.
Не так давно в Дептрансе, под контролем которого и находится ЦОДД, официально заявили, что парковку во дворах запрещать или делать платной не намерены. Однако те же люди обещали, что платных стоянок не будет в жилых зонах, тем более, за пределами ТТК. В реальности появились и около МКАД.
А что насчёт других стран?
Может быть, в Европе давно уже действуют похожие запреты и ограничения? Для примера возьмём третий по величине город Финляндии — Тампере.
- Там за каждой квартирой (а не жильцом, т.к. большинство апартаментов съёмные) закреплено машиноместо. Либо открытое, либо крытое.
- За него платят, но немного: до 25 € в месяц.
- Также есть гостевая бесплатная парковка, но места там ограничены.
Аналогичная ситуация в Германии и Австрии.
Дворы без машин — не единственная инициатива Центра. Параллельно с разработкой рекомендаций движения в жилых зонах, предложили повысить штрафы за нарушение ПДД и отбирать машины у злостных нарушителей.
Полагают, что решение должно быть именно таким, «сдвоенным», потому что для многих автовладельцев несколько тысяч рублей — не деньги. Значит, следует наказывать их путём конфискации автомобилей. Такой шаг считают неизбежным: речь о введении соответствующего пункта в законе. И это будущее не за горами.
Игорь Яворский