Казнить, нельзя помиловать: что ожидает российский «автохлам»?


Продажи новых автомобилей в России давно уже не ставят рекордов. А старые загрязняют воздух, особенно если речь о многомиллионных городах. Программа утилизации откровенно забуксовала. Но если не пряник, то кнут найдётся всегда. В ближайшее время в Москве определят зоны, куда будет запрещён въезд легкового транспорта с низким экологическим классом, помимо этого предлагается ввести дополнительный экологический налог, чем старше машина, тем больше налоговый сбор с её владельца. Но самое интересное предложение озвучили в августе этого года: «автохлам» попросту запретить.

Для начала, чтобы понимать масштаб проблемы, немного статистики. Согласно данным ГИБДД, на сегодня в стране стоят на учете 43,5 млн легковых автомобилей. Из них самый крупный сегмент в структуре автопарка  — машины старше 10 лет, их число составляет 24,08 млн. И, внимание: 2,65 млн  — старше 30 лет! То есть, проблема вроде бы давно назрела. Но как её будут решать?

В комитете по промышленности Госдумы к вопросу подошли радикально: запретить передвижение по российским дорогам «автотранспорта, достигшего предельного срока эксплуатации», то есть старше 20 лет. Инициативу депутатов немедля поддержал ряд производителей (включая КАМАЗ и Nissan), а также некоторые эксперты.

В частности, представители «Гринпис Россия» пояснили «Вечерней Москве», что «идея очень полезная». По их словам, «практически все старые автомобили имеют низкий экологический класс». В результате люди дышат выхлопными газами и получают болезни органов дыхания, считают экологи.  

Однако не все встретили столь решительное предложение одобрением. В пресс-службе Минпромторга думскую инициативу не поддержали, пояснив: нужны меры, которые бы стимулировали автовладельцев пересаживаться со старого транспорта на новый. Например, путем введения ряда преференций, как упомянутая выше программа утилизации: сдал старую машину, получил скидку на покупку новой.

Вряд ли в скором будущем можно ожидать введения запретительного закона, но определённые шаги уже сделаны, поэтому «если не сегодня, то завтра». Начать решили с автобусов: с 2020 года в России введут запрет на эксплуатацию тех из них, что старше 10 лет и заняты перевозкой детей. Интересно, насколько реально будет выполнить это требование в экономически проблемных регионах. Например, в Краснокаменске (втором по величине городе Забайкальского края и урановой столице России) на городских маршрутах до сих пор функционируют ЛиАЗ-677, которые выпускались с 1967 по 1994 год.

В «Гринписе» поясняют, что передвижение старых авто по Москве — решённый вопрос. Скоро будут введены определенные зоны, куда въезд на «неэкологичной» машине будет чреват штрафами для ее владельца. Инициатива уже прорабатывается на самом высоком уровне. 

В том, что так будет сделано, сомнений нет. Есть только два вопроса. 

Что делать автовладельцу, который передвигается на авто 2006 года выпуска (класс Евро-4), но имеет в документах отметку «экологический класс  — нулевой»? Если в столице автопарк можно назвать относительно свежим, то как быть с Сибирью, Приморьем и Кавказскими республиками?

По сравнению с другими странами ситуация складывается странная. Никто и нигде в мире не пытается избавиться от старых авто. Например в Армении чем старше автомобиль, тем ниже налог на него. В Финляндии, одной из наиболее «экологичных» стран мира, средний возраст легковушек более 11 лет, и с каждым годом он увеличивается. Трудно заподозрить в небрежном отношении к окружающей среде и жителей Норвегии. Ведь там ездят не только на электромобилях. «Средний возраст (старых моделей) не снизился. Он составляет 10,5 лет», — говорится в заявлении норвежского Центрального бюро статистики. Не все могут и не все хотят сменить старую «ласточку» на новую. Но, видимо, придётся это сделать. Даже жителям тех регионов, для которых недоступна и новая Lada Granta. Зато была доступна старая и крепкая BMW.

Игорь Яворский


Понравилась статья?
Средняя оценка 1 / 10 · 1 оценка
Поделиться

Страхование Cherehapa