Чем больше машин и чем напряжённее трафик, тем больше аварий. Чем меньше скорость, тем меньше последствий. Казалось бы, европротокол — решение в таких случаях идеальное. Но есть и другой вариант.
Сначала пример из жизни. Резкое и неаккуратное перестроение из второго ряда в крайний правый на МКАД. Удар. В зеркале заднего вида виднеется мотоциклист, еле справившийся с управлением. Останавливаемся. У него разбито пластиковое «оперение» байка, есть царапины на лице, руки в крови. У машины требует покраски задний бампер, разлетелся на осколки задний правый фонарь. Вина, на первый взгляд, обоюдная.
Звонок в ГИБДД: «Все целы? Повреждения незначительные? Ах, у вас Cayenne. Тогда ждите. Когда точно приедет экипаж, сказать не могу, все на оформлении». Время 21:00. Через 1,5 часа ответный звонок. Инспектор усталым голосом сообщает, что может сейчас выехать, но придётся подождать «ещё часик». Итог? Разъехались миром. Без оформления.
Теперь представьте, что пострадал не только бампер. И что авария произошла прямо в центре загруженной магистрали вроде ТТК, да ещё в час-пик. Несколькими часами не обойдётся.
Ни людей, ни правил
Через какое время на место аварии должен прибыть экипаж? Даже у самих гаишников нет чёткого ответа на этот вопрос. Они лишь поясняют, что речь идёт о минимальных сроках, но при этом сразу же оговариваются: многое зависит от дорожной обстановки, загруженности полицейских, погодных условий. Это называется «динамичными» и «недостаточно прогнозируемыми факторами».
Стоп, но на эту тему наверняка же есть специальный регламент! Оказывается, нет. Никаких нормативов. А если позвонить по телефону 112, оператор вежливо объяснит, что время ожидания может достигать 24 часов.
Причина на поверхности: ряды гаишников продолжают сокращаться, только за 2018 год было уволено более 5000 сотрудников. А это значит, что нагрузка на каждого оставшегося возросла минимум в 1,5 раза. Оформление аварии — это не 20 и даже не 30 минут. А за одну смену таких аварий может быть и больше 50. Кого-либо винить тут бессмысленно.
Вывод
Так как же быть? Варианта по большому счёту только два. По новым правилам можно оформить европротокол фактически онлайн (главное, отправить извещение в страховую не позже, чем через час после того, как произошло столкновение). Лимит выплат теперь вовсе не 100.000 ₽, а 400.000 ₽. Покупка, установка, покраска крыла и/или бампера на любой автомобиль любой марки, не считая разве что Rolls-Royce, Ferrari и Maybach, легко укладывается в эту сумму. Поэтому если двигатель не оказался отдельно от машины, все живы и здоровы, то можно ограничиться европротоколом.
Либо быстро сфотографировать пострадавшее «железо», здания и машины вокруг, знаки и дорожную разметку, после чего смело ехать в ближайшее отделение ГИБДД или ОВД. Именно так рекомендуют поступать сами полицейские. Ожидание там может быть долгим, но это явно лучше (и намного безопаснее) ожидания на улице, в снег и мороз. Не говоря уже о том, что в тёмное время суток возрастает риск ещё одного столкновения (если стоять на МКАД, мигая «аварийкой»), и тогда одним лишь бампером не отделаться.
Игорь Яворский