Закон об ОСАГО переписывался много раз. Очередные поправки в документ внесли чиновники из Минфина, и на данный момент законопроект принят Госдумой. Так что же ждёт водителей, очередной кнут или немного пряников?
Законодатели редко идут навстречу автомобилистам, однако в данном случае, по единогласному мнению экспертов, поправки направлены на то, чтобы облегчить им жизнь.
№1. Главное изменение касается ДТП с участием граждан других государств. До сегодняшнего дня ситуация была довольно печальной: водитель машины с иностранными номерами разбивает ваш автомобиль, после чего выясняется, что с него взятки гладки — полиса у него нет, денег тоже, и где его потом искать совершенно непонятно.
Больше такого не будет: до пересечения российской границы на машине иностранец должен оформить полис ОСАГО или предъявить международный полис страхования автогражданской ответственности, в ином случае ему будет отказано во въезде.
№2. Второе изменение касается электронных полисов. Их уравняли в правах с бумажными. Ранее приходилось возить с собой распечатку е-ОСАГО, теперь — нет. Достаточно продемонстрировать инспектору ГИБДД фотографию полиса на своём смартфоне или просто сообщить номер. Остальное — дело техники. Сотруднику дорожной полиции достаточно будет сверить номер, обратившись к информационной базе.
№3. Третья норма касается оформления ДТП по европротоколу и заработает с 1 сентября 2019 года. Начиная с этой даты можно будет заполнить бланк онлайн через портал «Госуслуги», обойдясь без бумажных извещений об аварии.
№4. Пешеходы больше не обязаны возмещать ущерб в ДТП, если они стали его причиной.
Пример из жизни: пеший участник дорожного движения вышел на проезжую часть, его сбил автомобиль, в результате чего пострадал как виновник аварии, так и «железо». СК компенсировала ущерб пострадавшему автомобилисту, после чего подавала в суд на пешехода, требуя от того оплатить понесенные страховой издержки. Теперь права на это страховщики не имеют.
№5. У страховых компаний отобрали право подачи регрессного иска в случае, если автомобилист, ставший виновником аварии, забыл уведомить своего страховщика о факте ДТП в установленный законом срок.
Ранее он составлял пять дней. И если водитель забывал или попросту не знал об этой норме, ему приходилось платить за ремонт обеих машин, и своей, и чужой. Таких случаев было огромное количество, что и привлекло внимание депутатов Госдумы, которые эту «пятидневку» отменили.
Как видно, позитивных изменений немало. Но всё же пряник в итоге получился не таким вкусным, на какой изначально рассчитывали многие автомобилисты, внимательно следящие за изменением законов в части регулирования ОСАГО.
Игорь Яворский