Две машины, один полис: как не платить дважды

При смене автомобиля всегда возникает один и тот же вопрос: что делать со старым, ещё действующим полисом ОСАГО? Многие просто выкидывают его или передают вместе с проданной машиной покупателю, вписав его в список лиц, допущенных к управлению. Стоп! Это самый сложный и наименее выгодный вариант.

При продаже машины вы и правда можете предложить новому владельцу внести его данные в полис. Для этого необходимо вместе явиться в офис страховой, предоставить менеджеру свои паспорта, документы на машину, договор купли-продажи и старую страховку. Главное — не только внести покупателя в список лиц, допущенных к управлению, но и указать его как нового собственника.

Здесь могут быть нюансы: если у него стаж сильно меньше, чем у вас, да к тому же на счету несколько ДТП, а у вас их не было, то стоимость полиса может прилично вырасти. И компенсация, которую вы рассчитывали получить от нового владельца вашего старого авто, сведётся к нулю. Более того, и самое главное: все вопросы со страховой может решать только страхователь, поэтому надо оформить нотариальную доверенность на покупателя машины, чтобы он мог взаимодействовать с СК от вашего имени, то есть  от страхователя. И не дай бог с вами что-то случится — в случае смерти страхователя договор ОСАГО автоматически прекратит своё действие, и новый владелец автомобиля останется без страховой защиты. Даже если у него есть доверенность, она просто потеряет свою силу. Так себе вариант.

Но можно поступить и по-другому. Некоторые автовладельцы считают, что автогражданку можно без проблем «перевести» с одного автомобиля на другой. Заблуждение или миф?

Нет, не миф. Российский союз автостраховщиков позволяет так делать. Но должны быть соблюдены несколько условий:

  1. Вы должны обратиться в ту же страховую компанию, в которой был оформлен полис на проданную машину;
  2. Страхователем и старой машины, и новой должен быть один и тот же человек.

Для переоформления полиса необходимо предоставить договор купли-продажи на новую машину, ПТС, паспорт, полис ОСАГО, оставшийся от старой машины, и договор, по которому она была продана. Впрочем, если у вас в собственности два транспортных средства, одно из которых вы продали, возможно переписать полис на второе. Алгоритм действия и условия всё те же: страхователь в обоих случаях — один и тот же человек, страховая — тоже одна и та же.

Главное, чтобы оба автомобиля были примерно одинаковыми. Ведь если у одного мощность двигателя 98 л. с., а у другого — 200 л. с., логично, что стоимость полиса второго будет выше, и это учтут при перерасчёте.

АТТЕНШН! На дворе 21-й век, и все привыкли делать всё онлайн. В данном случае не получится: ни смартфон, ни сайты страховых вам не помощники, необходимо будет явиться в офис компании. Сама процедура займёт немного времени, и полис будет переоформлен в тот же день. Единственное «но»: несмотря на кажущуюся простоту, не факт, что сотрудник страховой знает, как переоформить договор на другой автомобиль, поэтому изначальные «пять минут» могут превратиться в несколько часов.

Но самый верный способ закрыть вопрос со старой страховкой после продажи авто — аннулировать полис. На бумаге всё выглядит просто. Вы пришли в страховую компанию с документами, подтверждающими факт продажи машины, написали заявление «О прекращении действия договора в связи со сменой собственника ТС». Мгновенно делается перерасчёт, и деньги в течение двух недель поступают на ваш банковский счёт.

И тут возникает несколько нюансов.

Нюанс первый. Не все обращаются в СК с просьбой аннулировать полис на следующий же день после продажи старого авто. Помните, что перерасчёт идёт с той даты, когда вы пришли в страховую и написали заявление, а не с той, когда фактически был продан автомобиль.

Нюанс второй: все СК (и для некоторых это становится неприятным сюрпризом) пытаются удержать 23% от страховой премии. Этот момент упомянут в приложении №3 к Указанию ЦБ РФ №5000-У, о самом существовании которого вряд ли кто из водителей знает.

Что это значит на практике? Приобретя машину, вы оформляете полис. Предположим, он обходится вам в 10000 . Через полгода безаварийной езды продаёте машину и сразу же идёте в страховую, думая, что вам вернут 5000 после аннулирования полиса ОСАГО. В СК считают по-другому. Их расчёт: изначальные 10000 минус 2300 (те самые 23%, из которых 20% идёт на РВД (расходы на ведение дела), и еще 3% в виде отчисления в резервные фонды РСА). После этого получившаяся сумма делится надвое, и выходит, что причитается вам не 5000 , а всего лишь 3850 .

Не хотите дарить страховой компании почти четверть оплаченного взноса? Можно попробовать вернуть и их. В ГК и Указании ЦБ есть разночтения, а именно: в статье 958 Второй части ГК сказано о том, что в случае, если договор прекращается вследствие того, что наступление страхового случая отпала по причине иной, чем страховой случай, то «Страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование». Ни о каких 23% речи не идёт.

Поэтому в заявлении на досрочное прекращение договора ОСАГО надо обязательно сослаться на эту статью и потребовать вернуть остаток страховой премии пропорционально. Как правило, страховым компаниям проще согласиться с этим, чем вступать в диалог. Ведь, сославшись на статью, вы уже покажете свои знания в области страхового законодательства, а это значит, что с вами проще не спорить. Если всё-таки последует отказ, и дело уйдёт в суд, то он примет сторону страхователя, вовсе не страховой компании.

А уж при переносе страховки с одной машины на другую представители СК и слова не скажут: в случае такой операции 23% из стоимости полиса не вычитаются в принципе.

Игорь Яворский