История с «ребрендингом» техосмотра набирает обороты. Тем, кто предпочитает покупать липовые диагностические карты в качестве недорогого приложения к полису ОСАГО, скоро придётся несладко: любой гаишник сможет такую бумагу аннулировать и сразу же выписать приличный штраф. А водитель останется ещё и без страховки.
Эти положения из проекта, разработанного специалистами Минтранса. Он уже был одобрен и утвержден правительством. Это очередное дополнение к целому вороху изменений, которые ожидают всех водителей летом 2020 года.
Просто так купить диагностическую карту не получится, миновать сам техосмотр — тоже, ведь всё будет фиксироваться на фото с автоматическим их занесением в облачное хранилище МВД.
Но видимо, чтобы полностью исключить возможность покупки диагностической карты «на стороне», в Минтрансе решили подстраховаться. Теперь штрафовать будут не только за отсутствие полиса автогражданки, но и за липовое ТО на 2000 ₽, причём она может возрасти кратно: закон лишь предусматривает, что наказывать нарушителя можно не чаще раза в день. Итого, за неделю можно собрать штрафных квитанций на 14 000 ₽. Честный техосмотр явно дешевле.
Впрочем, и он будет стоить дороже чем «нечестный». Можно прогнозировать возникновение колоссальных очередей: операторов ТО на данный момент крайне мало. И связываться с техосмотром автосервисы будут лишь в том случае, если им это окажется выгодно. Понятно, что ни о какой тысяче рублей речи быть не может — стоимость услуги вырастет в несколько раз.
ДТП с сюрпризами
Возникла ещё одна проблема. Чиновники в очередной раз обогнали сами себя. В поправках к закону о ТО содержится норма, из которой следует, что гаишник должен уведомить страховую компанию об аннулировании диагностической карты (пункт 20 документа).
Причём тут страховая? Притом, что полис ОСАГО можно купить только после успешного прохождения техосмотра. И если карта недействительна, значит недействительна и страховка.
Но в СК сделать этого по закону не могут. Дело в том, что договор о страховании автогражданской ответственности может быть прекращен только по согласию обеих сторон: водителя и компании, в которой он оформлял ОСАГО. Так что единственный вариант для страховщиков — обращаться в суд. Только на секунду представьте, чем это может обернуться в реальности, ведь таких дел наверняка будут миллионы.
Подумаем о другой ситуации. Огромные очереди, а время — деньги. И даже самый честный в мире автовладелец может сгоряча развернуться и купить диагностическую карту у «посредников». Будучи уверенным, что все бланки регистрируются в базе, просто надо заплатить чуть больше. А потом он попадает в ДТП (и техническое состояние его машины здесь ни при чём). Выясняется, что ТО — липа, а нет ТО, нет и страховки. В результате придётся оплачивать ремонт обоих автомобилей.
- Так ли необходима была реформа техосмотра? О том, что абсолютное большинство водителей ТО не проходят, прекрасно знают все, от гаишников до чиновников.
- Зависит ли от этого аварийность? Прямой связи нет, тем более что в крупных городах добрая половина автопарка представляет собой новые машины, купленные в кредит, а за старыми их владельцы стараются следить. Даже лысые покрышки или резину не по сезону можно встретить уже редко. К тому же, для контроля над этим техосмотр совсем не нужен.
Магия цифр
Взглянем за океан. В нескольких десятках штатов США обязательное ТО отсутствует в принципе. Объясняют это американские законодатели просто: менее 1 % аварий в стране происходит из-за технических неисправностей.
В Европе техосмотр обязателен. Но не для всех. Во Франции — для машин старше четырёх лет (раз в два года). И раз в год — «старушкам», которым перевалило за 10 лет. В Австрии и Германии владельцам авто старше трёх лет необходимо проходить ТО раз в два года. Стоимость при этом примерно такая же, какой она будет в России (3000-4000 ₽ в среднем по Евросоюзу). А вот в Австралии являться в техцентр для проверки состояния авто вообще необязательно.
В России, по всей видимости, техосмотр не планируют ни отменять, ни упрощать. Поэтому лето обещает быть жарким: с учётом малого количества аккредитованных техцентров, весомых штрафов, отзыва полисов ОСАГО, судебных тяжб и самой стоимости процедуры.
Игорь Яворский