Казалось бы, в случае мелкого ДТП от «европротокола» — одни плюсы. Быстро заполнили бумаги и разъехались по своим делам. После чего виновник спит спокойно, зная, что страховая без проволочек оплатит ремонт пострадавшему. Но есть один нюанс: одна досадная ошибка, и если в аварии виноваты вы, то за ремонт придётся заплатить тоже вам.
Всё сводится к подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона об ОСАГО. Много ли автовладельцев назубок знают этот документ и могут с легкостью сказать, какие именно подводные камни в нём таятся? А ведь речь идёт о содержимом их кошельков, которые страховые компании могут прилично опустошить, причём на законных основаниях.
Итак, случилась авария. Оба водителя без всяких разногласий заполнили бланк ДТП, обошлись без вызова экипажа ГИБДД, многочасового ожидания и невольного создания дополнительных заторов. После чего тот, по чьей вине произошло столкновение, направляет извещение своему страховщику. И вот она, ловушка. Сделать это необходимо в течение пяти дней. Если автовладелец запоздал хотя бы на один день или вовсе забыл уведомить своего страховщика, компания вправе выставить регрессный иск: то есть суд обяжет виновника компенсировать страховой компании ту сумму, которая она выплатила пострадавшему.
Получается, что есть у вас полис автогражданки, что его нет — итог одинаковый. Платить вам. Подобные случаи отнюдь не единичны. Их настолько много, что вопросом заинтересовались даже в Госдуме, подготовив законопроект, который лишает СК права на регресс. Комитет по финансовому рынку собирается вынести документ на обсуждение в течение этого месяца. Разумеется, страховщики восприняли инициативу депутатов крайне негативно. К примеру, в одной из крупных компаний заявили о том, что отмена упомянутого выше подпункта может привести к возможному повышению стоимости полисов автогражданки.
Но многие ли в курсе о пресловутых пяти днях и наступающей за просрочку ответственности? Проблемой озаботился и регулятор страхового рынка — Центробанк РФ. Впрочем, там обошлись лишь публикацией информационного письма с рекомендацией страховым компаниям «доводить до сведения владельцев транспортных средств» полную информацию о законе об ОСАГО в той его части, что касается «европротокола».
Незнание законов, к сожалению, не освобождает от ответственности. Поэтому вне зависимости от того решения, которое будет принято Госдумой, каждому автовладельцу необходимо знать об алгоритме действий в случае небольшого ДТП — а таких, согласитесь, в условиях вечно стоящего в пробках города абсолютное большинство. Понятно, что одна только разбитая фара на современном авто бизнес-класса может «потянуть» на 100 тысяч рублей, но для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей порог лимита по выплатам законодательно повышен с «общероссийских» ста до четырехсот тысяч. Вполне логично: в обеих столицах огромное количество дорогих автомобилей.
Для оформления «европротокола» необходимо, чтобы был соблюден ряд условий:
- Эта норма действует только в том случае, если участников аварии двое — два водителя, два автомобиля. Третий в данном случае — лишний.
- И пострадавший, и виновник должны прийти к обоюдному согласию относительно причин столкновения. Разночтения допускаются только в том случае, если обе машины были оборудованы системой ГЛОНАСС.
- У обоих участников ДТП должны быть действующие полисы ОСАГО.
- Оформление «европротокола» невозможно, если при столкновении пострадали люди, находившиеся в одном из автомобилей. Даже малейший ушиб — уже повод для вызова на место аварии гаишников.
- Вторым «участником» не может быть условный столб, отбойник или автобусная остановка. А вот если это иностранец на машине, зарегистрированной в другой стране, вопросов не будет: главное, чтобы у него была при себе «зелёная карта» либо полис обязательного страхования автогражданской ответственности.
- Далее нужно заполнить бланк извещения о ДТП, который страховая компания обязана выдать вместе с полисом ОСАГО. Даже если у обоих участников не оказалось при себе бланка извещения, его можно попросить у любого водителя. Форма бланка стандартная и не зависит от страховой компании.
Стоит ли говорить, что там должны быть указаны обстоятельства аварии, данные обеих сторон, и стоять две подписи, виновника и пострадавшего? У одного из них остаётся при себе оригинал заполненного бланка, у другого — его копия. Казалось бы, всё, дело сделано? Не стоит расслабляться раньше времени.
Предположим, что причиной столкновения стала ваша невнимательность, но обошлось лишь содранной краской на бамперах. Ездить на такой машине неприятно, режет глаз. Да и знакомый маляр под боком. Вы отдаёте свой автомобиль ему в ремонт, думая, что главное-то — какие повреждения у авто пострадавшего. Ошибка! Устранение повреждений, полученных при ДТП его виновником, запрещено законом в течение 15 дней (все тот же пункт 1 статьи 14 ФЗ об ОСАГО, подпункт «з»). Покрасив бампер до истечения этого срока, вы рискуете получить (опять!) регрессный иск от страховой компании. И в результате оплатить двойную покраску — и своей машины, и чужой.
Москва активно переходит на «электронные» рельсы и не исключено, что в скором времени заполнять бланки, «рисуя» улицы и повреждённые элементы кузова, не придётся. Предполагается, что водители будут пользоваться приложением «Помощник ОСАГО». Фотографии плюс электронная подпись — и моментальная отправка документа в СК. Но когда именно это станет реальностью — большой вопрос. А если и станет, то поначалу лишь в границах Москвы.
Вывод
Что такое ДТП? Это долгие часы ожидания сотрудников ГИБДД (которые в будущем хотят полностью снять с себя обязанность выезда на место аварии). Создание пробок — достаточно перекрыть одну полосу на МКАД, как сзади выстроится многокилометровый затор. Потерянное время и нервы — не только ваши, но и других участников движения. В самом «европротоколе» нет ничего плохого, это и правда благо для автовладельцев. Надо лишь ответственно подходить к оформлению, не бросаться сразу ремонтировать собственную машину и не тянуть с обращением в страховую компанию. Тогда всё будет хорошо.
Игорь Яворский