Рынок страхования вообще и автострахования в частности — лакомый кусок для мошенников всех мастей. Ущерб СК колоссальный: только за 2 квартал 2019 года он составил более 3,5 млрд ₽. Причём 90% всех обращений в суд со стороны страховых занимает сегмент ОСАГО. Какие же регионы отличились больше других, и какие у мошенников любимые схемы?
В первом полугодии 2019-го доля возбужденных дел по страховому мошенничеству составила 22,5%, и это на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2018 года. По статистике, обнародованной Всероссийским союзом страховщиков, абсолютное большинство уголовных деяний в деле о страховках связано с автогражданкой. Остальные — это КАСКО (6%), имущество (2%), ДМС (1%) и прочие виды страхования (1%).
Более чем очевидно, насколько криминальным стал сегмент ОСАГО. В первую очередь не для обыкновенных автовладельцев, а компаний, работающих на этом рынке. Основную активность мошенники проявляют в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. То есть в традиционно неблагополучных с точки зрения экономики регионах.
Представители страховых компаний жалуются на то, что у них слишком мало времени и слишком мало компетенций, чтобы собрать необходимую доказательную базу. Говоря о времени, имеется в виду 20-дневный срок, в рамках которого, несмотря на подозрения в мошенничестве, компания обязана выплатить пострадавшему компенсацию. Но уповают при этом на Бюро страховых историй, работающее с 2015 года — в этой базе собираются все данные об авариях и выплаченных деньгах. Однако её работу сложно назвать идеальной: туда попадают сведения далеко не обо всех ДТП.
Как именно работают мошенники?
Летом этого года стала популярной схема псевдо-аварий. Случается настоящее ДТП. На место выезжают автоюристы. Подписывают договор с пострадавшим, выплачивают ему компенсацию. После чего начинается целый ряд аварий с одними и теми же машинами, преимущественно «пожилыми» иномарками.
Повреждения всякий раз незначительные, поэтому дело обходится европротоколом. В который — как со стороны пострадавшего, так и виновника — вписывают лиц, вообще не присутствовавших при столкновении. Для этого используются как собственные базы автоюристов, так и те, что находятся в открытом доступе: сейчас хватает интернет-ботов, при помощи которых можно узнать все нужные данные о том или ином водителе, имея лишь госномер его машины.
После этого страховая выплачивает мнимому пострадавшему деньги и подает иск к мнимому виновнику, ведь он вовремя не уведомил СК о произошедшем. Да и не мог, ведь он не был участником ДТП! И в реальности тоже не было.
Помощь друзей
Вот пример из жизни. Недавно во Владимире суд отправил за решётку нескольких мошенников, которые плодотворно работали на ниве фальшивых ДТП с июля 2015 по сентябрь 2016 года.
Всего в группе работали 6 человек, включая двух гаишников. Покупались две старенькие машины. Та, что похуже и более потрепанная жизнью выступала в качестве жертвы. На место аварии, которой не было, приезжал «нужный» сотрудник ГИБДД, все грамотно оформлял, после чего страховая выплачивала деньги. Важный момент: один из шестерых как раз был сотрудником СК.
Оценка ущерба превышала все нормы простой человеческой жадности: «автохлам» оказывался чуть ли не золотым. А искусственно причинённые повреждения потом «залечивались» на знакомом автосервисе гаражного типа. И только один из мошенников получил реальный срок. Небольшой, всего 3.5 года. Остальные отделались штрафами от 50000 до 300000 ₽. А «заработали» 4, 6 млн ₽.
На сегодняшний день страховые компании главными виновниками своих убытков называют многочисленных автоюристов (которые работают пусть не совсем честно, но в рамках закона), а основной надеждой на урегулирование ситуации с мошенничеством в сфере ОСАГО — финансовых омбудсменов, снижающих процент компенсаций в пользу мошенников. Но ответа на вопрос, как сделать рынок автогражданки полностью или хотя бы максимально чистым от криминала, у страховщиков нет.
Игорь Яворский