Автомобилисты недолго радовались многочисленным послаблениям в законе об ОСАГО, которые обещалось ввести в рамках так называемой «либерализации». Оказалось, что это слишком долго и сложно. Фактически реформу решили отсрочить минимум на 6 месяцев. И в начале 2020 года в силу вступят лишь несколько из ранее обнародованных изменений.
Закон должны были глобально изменить, внеся ряд очень важных для любого автовладельца глав. Однако, стало понятно, что времени для этого понадобится слишком много. Сначала на месяц перенесли рассмотрение документа в Госдуме, с октября на ноябрь, потом решили сократить число изменений. То, что в один миг не получится реформировать ОСАГО, наконец-то признали и сами страховщики. Законопроект поступит депутатам в урезанном виде.
Такие разные коэффициенты
Что же поменяется? Отменят коэффициент, привязанный к количеству лошадиных сил — владельцам мощных автомобилей не придётся платить больше владельцев иных «бюджетников». Помимо этого останется пункт, согласно которому для водителей, регулярно нарушающих ПДД, страховка обойдётся значительно дороже, чем для их законопослушных коллег. Для этого будет достаточно данных с камер фото- и видеофиксации, а также учёт полученных и оплаченных штрафов.
На данном этапе законодатели отсекли ряд других инициатив, прописанных в законопроекте. Так, сумма компенсации по ущербу для здоровья останется на том же уровне — 500.000 ₽ (лимит предполагалось увеличить до 2 млн ₽).
Региональный коэффициент также останется: если страхователь зарегистрирован в «аварийном» регионе (при этом водит машину аккуратно), он вынужден платить больше. На сегодняшний день в лидерах по аварийности — Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Время и деньги
Кроме того, в законе не будет прописана возможность контроля за водителем при помощи «телематических средств фиксации». Это значит, что «жучки» ставить не надо. Инициатива взбудоражила всю автомобильную общественность, ведь получалось, что если водитель хотел бы получить скидку на полис ОСАГО, то ему бы пришлось оказаться под «колпаком», а это понравится не всем.
Теперь о сроках. В РСА считают, что сокращение числа изменений должно привести к более оперативному рассмотрению документа. Но даже в таком случае изменения вступят в силу не раньше, чем летом 2020 года. Изначально говорилось о январе. Однако до Нового года депутаты гипотетически смогут принять поправки к закону лишь в первом чтении.
При этом у страховых компаний сохранится возможность повышения стоимости полиса на 20% (благодаря расширению тарифного коридора) — это уже решено, и заработает с января 2020.
Испугались взрыва
Что же послужило причиной переноса сроков, причём переноса двойного, и на значительный промежуток времени? Всё просто: законодатели не захотели шокировать автомобилистов очередным социальным экспериментом, который бы опустошил их кошельки. По заключению страховщиков, увеличение лимита выплат по ущербу для здоровья неминуемо приведёт к удорожанию полисов ОСАГО на 23%.
А в случае отмены регионального коэффициента за страховку придётся платить на 40% больше. То есть, никто из водителей не остался бы в выигрыше: полис подорожал бы как для жителей «аварийных» регионов (отдаём ещё больше, чем раньше), так и тех, кто в этом списке не числятся (тоже отдаём больше). Получается, что реформа как-то не особо «сформировалась». И серьёзных метаморфоз ждать не надо: вместо кардинального обновления закона решено его лишь чуть-чуть подкорректировать.
Игорь Яворский