ОСАГО 2024: как поменяется закон об обязательной страховке

Несколько новых законопроектов об ОСАГО проходят обсуждения и, возможно, будут приняты в 2024 году. Расскажем, что ждёт автомобилистов, что нужно будет учитывать при покупке полиса ОСАГО и к чему быть готовыми, если законы будут приняты.

Стоимость короткого полиса ОСАГО не превысит стоимость годовой страховки

Сейчас автовладельцы оформляют полисы ОСАГО со сроком действия один год и периодом использования автомобиля не менее трёх месяцев. На более короткий срок страховку можно оформить только в определённых случаях: если машина зарегистрирована в другой стране и её временно используют на территории России или для проезда к месту регистрации автомобиля после его покупки.

Со 2 марта 2024 года можно будет купить краткосрочный полис ОСАГО на срок от одного дня до трёх месяцев. Такой полис будет удобен тем, кто пользуется автомобилем только время от времени. Например, только летом или в выходные дни. Краткосрочный полис подойдёт также владельцу, который планирует вскоре продать автомобиль или таксисту, подрабатывающему извозом в свободное от основной работы время.

Банк России разработал проект Указания о порядке расчёта стоимости краткосрочного полиса. Её вправе устанавливать сами страховщики. Страховщик обязан использовать понижающий коэффициент, который страховая компания устанавливает самостоятельно в зависимости от того, для чего оформляют полис.

Краткосрочный полис не должен быть дороже годового.

При определении цены краткосрочного полиса будут учитывать условия, которые влияют на стоимость обычного ОСАГО ― стаж, возраст водителя, аварийность, территориальный коэффициент, мощность автомобиля.

При регистрации смены владельца автомобиля перестанут требовать полис ОСАГО

Закон об ОСАГО обязывает владельцев транспортных средств застраховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить из-за причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании автомобиля.

Если у автомобиля сменился владелец, то новый собственник должен не позднее чем через десять дней после покупки автомобиля оформить страховку. Полис ОСАГО нужно предъявить в ГИБДД для регистрации смены владельца автомобиля. Без страховки машину на нового владельца не зарегистрируют. Наличие полиса ОСАГО в ГИБДД проверяют по базе Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

Госдума приняла в первом чтении проект закона, который исключил полис ОСАГО из перечня документов, необходимых для перерегистрации автомобиля в ГИБДД на нового собственника.

Авторы законопроекта исходили из того, что новый владелец может купить автомобиль, зарегистрировать и долгое время не пользоваться им, например, полгода. То есть страховка автовладельцу может просто не понадобиться.

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО предусмотрена только если водитель выезжает на дороги общего пользования. Проверки на дорогах проводит ГИБДД.

Чтобы обеспечить безопасность на дорогах, нужно не требовать полис ОСАГО при перерегистрации машины в ГИБДД, а применять другие меры. Например, увеличить количество камер слежения, которые будут фиксировать отсутствие полисов у автомобилистов. Тогда ГИБДД будет чаще штрафовать водителей без страховки.

Если законопроект вступит в силу, то автомобилисты должны учитывать, что зарегистрировать машину в ГИБДД без ОСАГО они смогут.

Но ездить без полиса ОСАГО нельзя. Если автовладелец сядет за руль без ОСАГО, то его могут оштрафовать на 800 ₽. Кроме того, если случится авария, то водителю придётся расплачиваться с пострадавшим из своего кармана. Поэтому, чтобы доехать даже от ГИБДД до гаража, придётся либо брать эвакуатор, либо покупать полис ОСАГО. Сейчас для перегона автомобиля можно купить 20-дневный полис ОСАГО, а со 2 марта 2024 года можно будет купить ОСАГО на срок от одного дня.

Для России и Беларуси можно будет приобрести единый полис ОСАГО

Международные полисы, выданные в России по системе «Зелёная карта» перестали работать за рубежом. Сперва их перестали принимать в странах Евросоюза, а потом и в большинстве других стран. Застраховать гражданскую ответственность российские автомобилисты могут только путем покупки на границе полиса, выпущенного страной, в которую въезжает россиянин.

Между Россией и Беларусью со 2 сентября начали действие «Синие карты». «Зелёные карты», выданные до 1 июля 2023 продолжают работать в течение указанного в них срока в Беларуси, Азербайджане и Турции.

Правительство России подготовило проект закона, который распространяет действие полиса ОСАГО на Беларусь. Проект разработан на основе модельного закона о едином полисе ОСАГО, принятом российскими и белорусскими депутатами.

При покупке обычного полиса ОСАГО можно будет добавить опцию, чтобы страховка действовала на территории сразу двух государств ― России и Беларуси. Дополнительная страховка не понадобится. Тарифы по единому полису будет определять РСА и согласовывать с Банком России.

Полисы с расширением можно будет приобрести как в офисах страховщиков, так и в электронном виде. Проверить действительность расширения можно онлайн через автоматизированную систему обязательного страхования.

Единый полис подойдёт водителям, которые регулярно ездят в рейсы в республику Беларусь, в том числе для грузового транспорта. Кроме того, единый полис будет удобен водителям, проживающим на границе с Беларусью, если они часто посещают страну. Если водитель несколько раз в год ездит из России в Белоруссию, то ему не нужно будет каждый раз оформлять «Синюю карту». Для разовых поездок в Беларусь можно использовать «Синюю карту», как раньше использовали «Зелёную карту».

Возможно, позднее аналогичные совместные полисы появятся и с другими странами, например, с Арменией, Казахстаном, Киргизией.

Надежда Шорохова, юрист

Понравилась статья?
Средняя оценка 7 / 10 · 1 оценка
Поделиться

Страхование Cherehapa