Жизнь российского автомобилиста богата на появление всё новых способов лохотрона. Главные герои очередной мошеннической схемы — машины, якобы зарегистрированные в Беларуси. Ключевое слово — «якобы».
Белорусские госномера в России не редкость. Ездят на таких машинах не только граждане соседнего государства, но и россияне, ведь это вполне законно — достаточно только оформить генеральную доверенность от собственника и вовремя продлевать «грин-карту». И никаких тебе налогов, никаких штрафов. Да и внимание со стороны гаишников минимальное (автор этих строк в своё время отъездил на автомобиле с белорусской регистрацией более полугода и ни разу не был остановлен сотрудниками ГИБДД — прим. редакции).
Рунет буквально переполнен объявлениями о продаже машин, стоящих на учёте в Беларуси. Каждый раз в таких объявлениях упоминается, что покупатель может сэкономить огромные деньги, ведь камеры в России пока не «читают» иностранные номера, да и транспортный налог в РБ куда ниже, чем в РФ.
Для справки: в Беларуси он взимается за вес автомобиля, а не его мощность. На машину весом от 1,5 до 2 тонн стоимость годового налога составит 4678 российских рублей, на машину весом от 2 до 3 тонн — 6238 ₽. Возьмем для примера Porsche Cayenne, который весит как раз чуть больше двух тонн. Налог на турбо-версию этого кроссовера в РФ составляет более 70 тысяч рублей. Чувствуете разницу?
Как и в случае покупки подержанного автомобиля в РФ, «белоруса» лучше проверить по ВИН-номеру на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Если выяснится, что машина таможню не проходила, это 100-процентная гарантия того, что документы у неё — не совсем «честные».
И здесь мы плавно переходим от законных схем к совсем незаконным. Вот пример. В России продается праворульный «японец». Регистрация в РБ от 2008 года. Человек, не знающий особенностей белорусской автожизни, скажет: «Ну и что такого?». Ничего, собственно, такого, кроме того, что ещё в далёком 2002-м эксплуатация машин с правым рулем в дружественной республике была запрещена. Соответственно, продаваемый автомобиль в принципе не мог встать там на учёт.
Достаточно задать поисковикам правильный запрос, и вы получите десятки страниц в интернете, где вам предложат купить белорусские номера. Недорого. За 20-40 тысяч рублей. С доставкой. К ним, естественно, будет прилагаться и свидетельство о регистрации (ПТС как такового в Беларуси не существует), и генеральная доверенность. По понятным причинам, ссылки мы не даём — при желании их можно без проблем найти самим, соответствующих групп в соцсетях достаточно. Их закрывают, они открываются снова.
Схема прекрасно работает, причём как в Москве, так и в регионах. Кто будет проверять подлинность документов и госномеров? Никто. Единственное, что интересует гаишников — трезв ли водитель, и есть ли у него при себе действующий полис ОСАГО. Вот только выезжать на такой машине за пределы России не надо. И об этом честно предупреждают сами продавцы.Потому что номера и документы в самой Беларуси давно уже находятся в розыске. Или же они просто фальшивка, ведь изготовить дубликат белорусских номеров в России не проблема. Если «клиент» совсем уж рисковый и готов передвигаться не только на краденой или залоговой машине, которая внезапно поменяла «прописку», но ещё и без прав, то ему предложат «оформить» новые права, белорусские. Для полного комплекта. Тоже липовые.
Естественно, при первой же проверке в РБ такой автомобиль немедля будет конфискован, а его водитель окажется под следствием и задержится в Беларуси надолго. Аналогичная история будет и в любых других странах. Да и в России можно получить немало проблем в случае, если на пути попадётся слишком дотошный инспектор ГИБДД.
Закончим тем, с чего начали. Согласно букве закона, россияне имеют полное право передвигаться на машине с белорусскими номерами не только по своей стране, но и в любых других государствах. Необходимо иметь при себе свидетельство о регистрации, генеральную доверенность и вовремя оформленный полис ОСАГО, либо «грин-карту». Но прежде чем купить такой автомобиль, стоит проявить определённые меры предосторожности.
Игорь Яворский