Каршеринг, казалось бы, прочно закрепился в Москве. По словам столичного мэра, число пользователей уже достигло миллиона человек. Однако будущее этого сервиса под большим вопросом, а среди явных, очевидных проблем не только рекорды по части аварийной езды.
С безопасностью всё ясно — водители арендованных машин считают каждую минуту, да и особых требований со стороны компаний-операторов рынка к ним не предъявляется. Достаточно двух лет стажа и гражданства РФ. Результат: совершенно безумная езда с нарушением всех возможных правил. Именно поэтому депутаты Госдумы вместе с МВД планируют запретить пользоваться каршерингом злостным нарушителям и тем, кого уже лишали прав.
Рассчитайте ОСАГО прямо здесь:
Это вопрос будущего. Что до настоящего, то, несмотря на полные оптимизма заявления московских властей, сегмент поминутной аренды автомобилей еле-еле держится на плаву. Причина сугубо экономическая.
Каршеринг напоминает дышащий на ладан завод. Закроешь его — работы лишатся тысячи людей. Не закроешь — придётся искусственно поддерживать в нём жизнь. В Москве работают 9 компаний-операторов, и все они глубоко убыточны. Например, чистые потери «Яндекс.Драйва» за 2018 год — 550,6 млн ₽, у «Белки» — 386 млн ₽, у «Делимобиля» — 258,7 млн ₽. Даже если не брать в руки калькулятор, понятно, что эти компании теряют порядка миллиона каждый день.
Парковочный вопрос
Фактически этот бизнес существует лишь за счёт субсидий со стороны правительства Москвы. И с заводом в моногороде сравнить его не получится, потому что каршеринг не избавляет столицу от пробок и никак не решает парковочный вопрос. По данным Центра организации дорожного движения, почти треть арендного автопарка простаивает весь день на одном месте. А оставшиеся две трети используются в среднем 3,5 часа в день. Итог: сразу две проблемы, обе социального толка.
Возьмём для примера обыкновенную машину такси. Суточная смена водителя составляет 10-12 часов. Если не считать перерыва на обед, заезд на мойку или заправку, этот автомобиль постоянно находится в движении от одного клиента к другому. С каршерингом ситуация совершенно другая. Как показывает практика, очень многие пользуются им, фактически заменяя собственное авто: утром на работу в центр (парковка-то для таких машин бесплатна!), вечером — домой. Соответственно, машинами с логотипами того же «Яндекс.Драйва» заставлены платные парковки в центре в рабочее время, в нерабочее — драгоценные места в спальных районах. Надо ли говорить, что это не прибавляет любви к каршерингу со стороны тех, кто пользуется личным транспортом?
В Москве зарегистрировано 24000 арендных авто, и они могут заменить 150000 личных. У Сбербанка говорится о 17000 каршеринговых машинах. Это маловероятно: при использовании каршеринга невозможно быть пунктуальным, потому что никогда не знаешь, где окажется ближайшая машина, за город и по магазинам не отправишься (невыгодно), а короткие поездки проще и логичнее совершать на такси.
Будущее: светлое и не очень
И в конце вернёмся к тому, с чего начали. Безопасность. Статистика жестока. За первое полугодие 2019 года на территории страны было зафиксировано более 2000 аварий с участием каршеринговых авто (большая часть приходится на Москву и Санкт-Петербург). В большинстве случаев в ДТП виноваты были именно «поминутные» водители.
Каршеринг невыгоден для компаний, которые работают в этом сегменте. Он не способен в полной мере заменить ни личное авто, ни такси, ни общественный транспорт. Уровень аварийности крайне высокий, социальный фон зачастую негативный. Это, конечно, не повод избавляться от практики поминутной аренды автомобилей. Достаточно превратить её в длительную (от трёх часов, от суток, и так далее). Вполне возможно, что, случись так, рынок станет более цивилизованным. Как и езда на арендованных машинах.
Игорь Яворский