Идея о либерализации автогражданки начинает откровенно буксовать: не успевают депутаты рассмотреть очередной законопроект, как поспевают новые правки. И вряд ли все из них можно назвать приятным сюрпризом для автовладельцев.
Реформа ОСАГО должна быть запущена с 1 января 2020 года. Однако какими на самом деле окажутся изменения, до сих пор сказать невозможно. В Центробанке, Минфине и банковском комитете Госдумы планируют пересмотреть некоторые параметры реформы. В результате, широко обсуждавшийся проект Минфина может лишиться нескольких важных пунктов. Уже сейчас его рассмотрение в Госдуме перенесли с 15 октября на 18 ноября.
Что обещали
1) Отменить привязку к регионам. Из-за территориального коэффициента на сегодняшний день стоимость ОСАГО для жителей из разных уголков страны может отличаться вдвое — и это притом, что у них будут одинаковые автомобили и одинаковый стаж. Приведем простой расчет. Автомобиль мощностью более 150 л.с., возраст водителя — от 30 до 34 лет, стаж — от 10 до 14 лет. В первом случае страхователь проживает в Москве, во втором — в Красноярске. Для москвича стоимость полиса составит от 8435 до 15181 ₽. Для красноярца — от 7592 до 13663 ₽. Все потому, что столичный регион считается более «аварийным».
Согласно новым поправкам, территориальный коэффициент сохранится.
2) Увеличить выплату по ущербу для жизни и здоровья до двух миллионов ₽. Максимум, на что можно рассчитывать сейчас — 500 000 ₽.
По мнению чиновников, пока следует остановиться на этой сумме.
3) Установить право страховых компаний на персонализацию тарифов. Это означает, что, например, злостные нарушители платили бы за автогражданку в разы больше, чем добропорядочные водители.
Однако в новых поправках к законопроекту этот пункт предлагается убрать.
Несправедливо, но дорого
Первые два новшества однозначно можно было бы считать немалым прорывом в бесконечной истории о реформах ОСАГО, в то время как третье говорит только об одном: автогражданка подорожала бы абсолютно для всех, ведь для того, чтобы оценить адекватность водителя и его поведения на дороге, предлагалось устанавливать телематические датчики контроля. Не установил, не захотел — плати больше, и не важно, что штрафов за тобой никогда не водилось.
Как рассказали в Российском Союзе Автостраховщиков, единственная причина переноса слушаний и внесения изменений в законопроект — опасение резкого роста тарифов. Но давайте посмотрим, что получится, если проект Минфина получит «добро» в том виде, в каком он сейчас есть — с учётом последних правок.
Итак, больше нет привязки стоимости полиса к мощности автомобиля. Но есть привязка к региону. Более того, страховые компании получают право расширять границы тарифного коридора на 70% (сначала на 40%, потом еще на 30%) по своему усмотрению! На сегодняшний день минимальная базовая ставка — это 2746 ₽, а максимальная — 4942 ₽. Понятно, что в рамках «расширения границ» страховщики могут и снизить цены на те же 70%. Но есть ли хоть один шанс на то, что СК сделают это в реальности? Ведь обязательное страхование, по мнению ведущих игроков рынка, и без того убыточный бизнес.
Жизнь покажет
- Прогноз выглядит неутешительным:
- Пострадавшие в аварии люди будут получать ту же компенсацию, что и раньше.
- «Агрессивные» водители будут платить за полис столько же, сколько и «обычные»
- ОСАГО по-прежнему будет дороже для жителей «аварийных» регионов
Стоимость полисов без всяких сомнений возрастёт, причем стремительно, и автогражданка по цене подержанных «Жигулей» станет реальностью
Законопроект должен пройти обсуждение в Совете Федерации, а потом попадёт на рассмотрение депутатов Госдумы, и, скорее всего, будет принят в декабре этого года, чтобы не сорвать сроки начала реформы. Но вполне возможно, что окажется он совсем не таким «либеральным», как обещалось летом. И редактировать его будут прямо «по ходу дела».
Игорь Яворский