Лето выдалось тяжёлым: сначала изматывающая жара, потом холод и дожди. В условиях постоянных перепадов температуры тяжело не только людям, но и автомобильной технике. И только на первый взгляд кажется, что летние месяцы — самое лёгкое время для покрышек.
Опустим вопиющие случаи езды в августе на шипованной резине — хотя во дворе у автора этих строк живет как минимум десяток автомобилей до сих пор шаркающих шипами по асфальту. Что любопытно, все эти машины — премиум-сегмента. На таких колёсах в жару даже отличники по управляемости вроде Porsche Cayenne будут напоминать по своим повадкам убитые «Жигули».
Но многие, признавая это, сознательно не переобуваются, передвигаясь летом на. всесезонной резине, полагая, что она прекрасно годится для любого времени года. Это миф. «Всесезонки», как таковой, не существует — можно лишь вести речь о шинах для «еврозимы». По большому счёту, это именно зимняя резина, но не предназначенная для эксплуатации в сильные холода.
В любом случае она мягче сугубо летних покрышек, а это значит, что машина на раскалённом асфальте будет просто «плыть». Здесь не следует забывать, что температура дорожного полотна в жаркие месяцы намного выше, чем температура воздуха. Нормальные температуры для «всесезонки» — от +20 до −5°C. Что бы вам ни говорили в магазинах, эта резина непригодна для российских дорог ни зимой, ни летом.
Вторая ошибка многих автомобилистов, желающих сэкономить на собственной безопасности — езда на «правильной» летней резине, но изношенной. Надо помнить, что, как и у каждого изделия, у автомобильных покрышек есть предельные сроки эксплуатации. И 10-летняя резина именитого бренда будет вести себя куда хуже, чем новая китайская. Протектор может быть достаточно глубоким, однако со временем на покрышках появляются трещины и микротрещины, шина теряет свою изначальную структуру, где важен каждый «бугорок», становится «дубовой», и сцепление с дорогой стремится к нулю.
Что нужно знать автомобилисту о лете и летней резине?
Летние шины не боятся жары, они сконструированы специально в том числе и для работы в тяжелых погодных условиях, когда температура асфальта переваливает за 60°С. Но. Погодные аномалии, когда холод сменяется жарой, а жара — холодом, влияет и на них.
Главный лайфхак: проверять давление в покрышках, не доверяя при этом соответствующим датчикам, если автомобиль ими оборудован. Замерять количество атмосфер и при необходимости подкачивать колёса желательно самому и при помощи хорошего компрессора. Дешёвые и старые часто дают некорректную информацию о давлении. Оно должно быть равномерным во всех колёсах, не превышать заводские рекомендации, и тем более, не быть подспущенными — это прямой путь к аварии.
Лайфхак 2. При покупке резины (как новой, так и бывшей в эксплуатации) необходимо проверять год её изготовления. Он указан в овале на внешней стороне покрышки: первые две цифры — неделя производства, вторые две — год. Максимальный срок жизни автомобильной резины — 5 лет. В идеале утилизировать её даже раньше, через 3 года. Пробег и глубина протектора в данном случае роли не играет: шины теряют эластичность, появляются трещины.
Лайфхак 3. Ради собственной же безопасности, не стоит использовать сильно изношенную летнюю резину. Все бугорки и канавки на ней существуют не для красоты, а для уверенного движения и в сильную жару, и по мокрой дороге. Если машина одета в «лысую» резину, пусть и «по сезону», на ней можно передвигаться разве что по собственному дачному участку. На трассе — это неконтролируемый снаряд, который может вести себя совершенно непредсказуемо.
И последний лайфхак. Так называемая «всесезонка» не подходит ни для наших зим, ни для нашего лета: в тёплые месяцы она слишком мягкая и боится аквапланирования.
Эти правила просты, но, как видно по столичному автопарку, почему-то множество водителей предпочитает закрывать глаза на самое главное на дороге — не только состояние рулевого механизма и тормозов, но и покрышек.
Игорь Яворский