Электросамокатов и прочих «средств индивидуальной мобильности» становится все больше, аварии с их участием происходят все чаще, но контроль остается нулевым. Изменится ли ситуация к лучшему?
«Пензенский школьник на электросамокате попал в ДТП», «Девушка на электросамокате сбила ребенка во Владивостоке», «В Воронежской области двое детей на электросамокате врезались в машину» — такими заголовками пестрят новости практически из всех регионов страны.
Водители электросамокатов сбивают пешеходов на тротуарах, выезжают на дороги общего пользования, в том числе крупные магистрали — с предсказуемым и печальным исходом. Бороться с аварийностью хотели на законодательном уровне. Но что из этого вышло?.
Пешеходы-водители
Сегодня каких-либо правил для «электросамокатчиков» нет. Не важно, сколько тебе лет, умеешь ли ты управлять таким транспортным средством, есть ли на тебе шлем или нет, и есть ли в крови алкоголь.
Ограничение только одно: без прав можно ездить на электросамокате, если его мощность не превышает 0,25 кВт. И если не превышает, то его водитель, вопреки всем законам логики, приравнивается к пешеходам. То есть получается абсурдная ситуация: «пешеход сбил пешехода».
Отсюда колоссальная аварийность – за прошлый год зарегистрировано 672 ДТП с участием «двухколесных», это на 68% больше, чем в 2020-м. А число погибших выросло на 185 %.
Нет регистрации – нет виноватых
В мае Совет Федерации выступил с инициативой: обязать водителей СИМ («средств индивидуальной мобильности», к которым также относятся сегвеи, гироскутеры, моноколёса) оформлять полис ОСАГО, причем эту идею поддержали и в Госдуме. А также в МВД, заявив следующее:
«Исходя из результатов анализа данных о местах улично-дорожной сети, где зарегистрированы ДТП с участием СИМ, а также данных о нарушениях пользователей СИМ, можно предположить, что улично-дорожная сеть населенных пунктов в большинстве случаев не готова к появлению новой категории участников дорожного движения».
Но решение оказалось фактически невыполнимым. Ведь электросамокаты и прочие СИМ не надо ставить на учет в ГИБДД, и у них нет госномеров.
Как застраховать по ОСАГО транспортное средство, которое таковым официально не является, и как найти виновника ДТП, если невозможно идентифицировать номер? Такой ответ дали в Российском союзе автостраховщиков.
Словом, надо менять нормативную базу: закон об автогражданке, КоАП, ПДД. А это займет немало времени. И пока речь идет лишь о том, чтобы ввести в школах уроки по езде на электросамокатах…
Источники:
1. ТАСС: В МВД заявили, что статус электросамокатов не определен из-за неготовности для них дорог
2. ТАСС: В МВД заявили о необходимости занятий по обучению езде на электросамокатах в школах
3. Российская Газета: В РСА объяснили невозможность страхования электросамокатов
4. Российская Газета: Для владельцев электросамокатов и скутеров предложили ввести ОСАГО
5. Российская Газета: В Госдуме оценили идею ввести ОСАГО для электросамокатов
Игорь Яворский