Обновлённый закон о техосмотре ещё не вступил в силу, а к нему уже готовят поправки. Речь о связке сроков прохождения ТО и приобретения полиса ОСАГО. Когда срок действия диагностической карты истекает, владелец авто не может купить новый полис. А без него запрещено садиться за руль. Вот эту «рекурсию» и планируется остановить.
ТО будут контролировать по-новому
Покупку ОСАГО и оформление диагностической карты увязали в 2012 году. Это была попытка реформировать систему техосмотра. Тогда проведение ТО забрали у ГИБДД и доверили частным станциям техобслуживания. Контроль процесса поручили страховым компаниям. Купить полис ОСАГО можно было, только пройдя ТО и получив диагностическую карту.
С 8 июня 2020 года система меняется. Операторам ТО придётся пройти аккредитацию, техосмотр будут фотографировать и заносить результаты в государственную базу, а диагностическая карта станет электронной.
Реформа техосмотра: проблемы для всех
Сообщается, что работа над изменениями не вступившего в силу закона идёт активно, но трудно. Времени у специалистов мало, поправки отличаются, и это вызывает активные дискуссии.
Планируемые изменения:
- ФАС готовит новую формулу для расчёта тарифов. Операторы ТО понесут дополнительные затраты на подготовку. Соответственно, цена техосмотра для автовладельцев может вырасти.
- Минтранс и другие ведомства разрабатывают принципы проведения ТО и требования к оборудованию, сотрудникам станций.
- ГИБДД хотят полномочий по аннулированию диагностических карт (например, за фиктивное ТО). При аннуляции автоинспектор обязан информировать страховщика водителя. Что будет дальше — в поправках не прописали.
- В РСА думают, как решить проблему перелицензирования всех операторов. Новый закон даёт на это 1 год. Сейчас зарегистрировано около 5 000 станций техобслуживания по всей стране, и страховщики не успеют аккредитовать их за такой короткий срок. Кроме того, затраты на аккредитацию станции заложат в себестоимость. И это опять-таки ощутят на своих кошельках автовладельцы.
Туманные перспективы для автовладельцев
Авторы поправок стремятся успеть до вступления нового закона в силу — до 8 июня. Сейчас точно неизвестно, получится ли осуществить задуманное. Например, предлагают ввести переходный период на 2 года: этого страховщикам хватит, чтобы аккредитовать всех операторов.
Итак, что ждёт владельцев автомобилей? Что совершенно ясно — увеличится стоимость прохождения ТО. Возможно, диагностическую карту «отвяжут» от полиса ОСАГО. Остальные перспективы пока туманны.
Эксперты считают, что поправки в закон ничего не изменят: в них нет стимулов для водителей, а только санкции. В таких ситуациях люди будут искать новые обходные пути. Но авторы законопроекта правы в одном: количество поддельных диагностических карт зашкаливает. Поэтому основная цель изменения — заставить-таки владельцев авто проходить ТО по-настоящему.
Сергей Носенко