Понятие «финансовый омбудсмен» возникло в жизни автомобилистов в 2018 году. Кто он, в каких случаях к нему необходимо обращаться, сколько стоят его услуги, и являются ли они обязательными?
Задача омбудсмена — решать финансовые вопросы, не доводя дело до суда. В том числе и вопросы, связанные с ОСАГО. Причём, если в иных случаях сумма ограничена полумиллионом рублей, то когда речь заходит об автогражданке, верхнего лимита не существует.
Полномочия омбудсмена не безграничны. Навязанные дополнительные услуги при оформлении страхового полиса — не к нему. Если суд уже прошёл и принял решение, то и это не к нему. А вот случаи, когда страховая компания не выплатила компенсацию пострадавшему в аварии, или выплатила, по мнению водителя, недостаточно — это как раз по части омбудсмена.
Внимание к бумагам
Итак, произошло ДТП. У обоих водителей были при себе полисы ОСАГО. Далее обращение в страховую и ожидание выплат за разбитое железо. Но компания по каким-то причинам тянет с переводом денег или переводит сумму, явно недостаточную для покрытия ущерба. Сразу бежать к омбудсмену не надо. Для начала необходимо связаться с СК, направив страховщикам претензию, на которую те должны, согласно закону, ответить в течение либо 15, либо 30 дней.
И если результат переговоров автовладельца не устроит, либо ответа вообще не последует, к вашим услугам сайт «досудебного регулятора», где указаны все реквизиты и типовая форма заявления (необходима лишь регистрация). К нему надо приложить ответ из страховой компании, а также все важные документы вроде чеков, квитанций, договоров, справок из ГАИ, и так далее. Всё общение протекает в электронном или бумажном виде. Ответ, взята ли заявка на рассмотрение, ждите через 3 дня. Решение будет принято в течение 15 дней, если техническая экспертиза не нужна, 25 – если нужна.
К составлению заявления лучше подойти максимально тщательно. В нём должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения заявителя, почтовый адрес, номер телефона, e-mail, название и адрес СК, номер полиса ОСАГО и дата его оформления. Ни в коем случае не отправляйте в СК и аппарат омбудсмена разные требования! Они должны быть одинаковыми.
Кто, зачем и сколько платит?
Важный момент: работу омбудсмена финансирует Центробанк, поэтому для частных лиц услуги бесплатны. А что дальше? Вдруг решение будет принято в пользу страховой компании? Тогда у автовладельца есть 30 дней, чтобы его оспорить в суде. Такая возможность также предусмотрена и для страховщиков, однако сроки в этом случае куда жестче: всего 10 дней. И именно СК придётся платить всякий раз по 45 000 ₽ за работу омбудсмена.
Велика вероятность, что он встанет на сторону автовладельца? Об этом говорит хотя бы то, что сами страховщики приняли это нововведение без восторга, более того, по закону они куда больше ограничены в правах, чем простые водители.
Стоп, но зачем вообще возникла необходимость в третьих лицах для решения споров между автомобилистами и СК? Официально это объясняется тем, что суды попросту завалены претензиями первых ко вторым, а сами судьи не справляются с огромным количеством рассматриваемых дел: каждый год они получают более 300000 исков пострадавших к страховщикам. Получается, что должность введена, как минимум, по двум причинам: снять нагрузку с судебных органов и позволить автомобилистам решать финансовые вопросы в части ОСАГО более оперативно.
Победившие и проигравшие
Работают «регуляторы» с 1 июня 2019-го. И поток жалоб по автогражданке растёт с каждым месяцем. В июле за досудебным решением вопросов обратились 8 000 человек, в августе — 13 000, в сентябре — 15 000. Что интересно, по большей части омбудсмену приходится работать именно с ОСАГО: это 96% всех споров. Из них 54% решений выносятся в пользу автомобилистов. А самая крупная сумма, взысканная со страховщиков, на сегодняшний день — около миллиона рублей. Получается, что нововведение действительно работает.
Игорь Яворский