Знаете, как избавиться от старой машины и получить намного больше денег, чем она стоила, случись продавать её самому? Мошенники знают.
Нужны лишь:
- Пожилая иномарка, в состоянии близком к «утилю». Единственное к ней требование — быть на ходу. Остальное неважно. Кузов может быть насквозь гнилым, коробка-автомат — пинаться при переключении, двигатель стучать и дымить, подвеска грохотать.
Рынок подержанных автомобилей сейчас находится в упадке, поэтому откровенный неликвид или машину в плохом состоянии можно купить куда дешевле, чем год назад. Подойдёт, к примеру, старенькая Honda CR-V начала 2000-х годов. Разваливающаяся, но ещё на ходу, она будет стоить 150.000-200.000 ₽.
- ОСАГО. Упомянутый выше автохлам должен стоять на учёте, а полис — оформлен по всем правилам, желательно в одной из ведущих компаний на рынке.
- Человек, отчаянно нуждающийся в деньгах и готовый пойти на уголовно наказуемую авантюру, чтобы получить несколько десятков тысяч рублей. К нему всего два требования: наличие водительского удостоверения и хотя бы небольшой стаж в каршеринге, достаточно нескольких месяцев.
Итак, покупается условная Хонда. Владелец начинает на ней регулярно передвигаться, иногда даже попадать под камеры фото и видеофиксации нарушений, чуть превысив скорость. Паркуется такой автомобиль строго на проезжей части, никаких закрытых дворов, охраняемых стоянок или паркингов.
Схема проста. Поздно вечером или ночью в Хонду врезается машина из парка каршеринговой компании. На место прибывают сотрудники ГИБДД, водитель каршеринга признаёт себя виновным, и все обстоятельства аварии говорят о том, что он не справился с управлением.
Дальше экспертиза. Эксперты постановляют, что Хонда буквально сложилась от удара и к восстановлению не пригодна (либо ремонт будет равен рыночной стоимости пострадавшего авто). И страховая компания компенсирует владельцу стоимость «утиля». В таких случаях обыкновенно речь идёт о суммах, варьирующихся от 300.000 до 400.000 ₽, что укладывается в лимит выплат по ОСАГО.
Но что насчёт водителя арендованного авто? Он получает 60000 ₽ на руки, из них отдаёт половину компании каршеринга (чаще всего именно такая сумма, 30000 ₽, прописана в договоре с компанией-арендодателем, в случае если арендатор совершил ДТП по своей вине). А чистый заработок владельца условной Хонды от 100000 ₽ и более. Теперь представим, что действует слаженная группа, «владельцы» и «виновники» по понятным причинам постоянно меняются — сколько можно заработать с десятка убитых авто?
Страховая компания не имеет права отказать в выплате. Ведь ДТП произошло на самом деле, страховой полис оформлен по всем правилам, машина стоит на учёте в ГИБДД, до аварии передвигалась своим ходом каждый день, пусть даже чихая, дымя чёрным выхлопом и хрустя на каждой кочке — никаких юридических проблем, придраться просто не к чему.
Подобным образом мошенники действовать начали сравнительно недавно. Что печально, такую схему часто обсуждают законопослушные автовладельцы, отчаявшиеся продать свою престарелую ласточку. Здесь стоит напомнить о том, что рискует не только водитель каршеринга. Если будет доказан «сговор группой лиц», это уголовная статья и тюремный срок для всех участников сделки. Да и страховые компании вместе с операторами каршеринга рано или поздно закроют эту «лавочку»: достаточно не допускать к управлению арендованными авто тех, кто уже побывал на них в аварии.
И напоследок ещё один резонансный случай из области афер с ОСАГО. После столкновения пострадавшая обратилась за компенсацией в СК, в выплате ей отказали. Оказалось, что полис виновник ДТП оформил спустя час после столкновения. Районный суд встал на сторону потерпевшей, страховщики не согласились, подали апелляцию, однако Верховный суд постановил: компенсации быть. Потому что полис не поддельный, и время его действия — с 00 часов 00 минут того же дня. Впрочем, этот инцидент можно считать единичным, да и вряд ли здесь возникнет поле для мошенничества: все же не один порядочный агрегатор и ни одна страховая не будет продавать полис «постфактум».
Игорь Яворский